Термины

All in«Все включено».
Термин означает, что заявленная стоимость перевозки охватывает все дополнительные сборы и услуги, предусмотренные договором транспортировки. Клиент оплачивает фиксированную ставку без скрытых платежей.

ATA (Actual Time of Arrival) — фактическое время прибытия.
Указывает точный момент, когда транспортное средство (судно, самолет, поезд и т. д.) реально прибыло в пункт назначения, в отличие от запланированного времени.

ATD (Actual Time of Departure) — фактическое время отправления.
Фиксирует реальное время выхода судна, самолета или другой единицы транспорта из порта или терминала.

AWB (Air Waybill) — авианакладная.
Документ, выдаваемый авиаперевозчиком при приеме груза. Подтверждает заключение договора воздушной перевозки и содержит данные об отправителе, получателе и характеристиках груза.

B/L (Bill of Lading) — коносамент.
Официальное подтверждение того, что перевозчик принял груз для морской перевозки и обязуется доставить его в порт назначения. Этот документ служит и договором перевозки, и распиской в получении товара. Ответственность за достоверность указанных данных несет отправитель.

BAF (Bunker Adjustment Factor) — бункерная надбавка.
Дополнительный фрахтовый сбор, компенсирующий изменение цен на топливо. Рассчитывается в зависимости от колебаний стоимости горючего на мировом рынке.

B/G (Bonded Goods) — товары под таможенным контролем.
Это грузы, находящиеся на складе до прохождения всех процедур таможенной очистки. До этого момента они не подлежат налогообложению.

Bonded Warehouseтаможенный склад.
Складское помещение, находящееся под контролем таможенных органов. Здесь товары могут храниться без уплаты налогов и пошлин до завершения таможенных формальностей.

Booking Note заявка на перевозку.
Документ, подаваемый для бронирования места на судне или транспортном средстве. Он содержит основные сведения о грузе, но не используется напрямую при оформлении коносамента. После подачи заявки клиент обязуется подготовить груз к установленному сроку.

BLK (Bulk Cargo) — навалочный или насыпной груз.
К этой категории относят грузы, перевозимые без упаковки — например, зерно, уголь, песок, руда и другие сыпучие материалы.

Break Bulkперевозка генеральных грузов без контейнера.
Используется для транспортировки отдельных партий товара, которые не помещаются или не требуют контейнеризации.

CAF (Currency Adjustment Factor) — валютная надбавка.
Корректирующий сбор, добавляемый к фрахтовой ставке для учета колебаний валютных курсов на международном рынке.

CBM (Cubic Meter) — кубический метр.
Основная единица измерения объема груза в логистике. Применяется при расчетах вместимости, фрахта и тарифов.

CIF Cost, Insurance and Freight (Incoterms)
Поставка на условиях CIF («Стоимость, страхование и фрахт») означает, что продавец выполняет свои обязательства, когда товар пересекает поручни судна в порту отгрузки. Цена товара уже включает в себя стоимость самого груза, расходы на перевозку и страхование для морской доставки.

CFRCost and Freight (Incoterms)
Условия CFR («Стоимость и фрахт») предусматривают, что продавец оплачивает доставку товара до порта, фрахт судна и экспортные пошлины. Страховку оформляет покупатель. После пересечения поручней судна все риски переходят к покупателю. Используется исключительно при морских и речных перевозках.

CFS Container Freight Station
Станция контейнерных грузов — склад, где происходит консолидация товаров, их загрузка и выгрузка в контейнеры. Часто используется при сборных перевозках.

COCContainer of Carrier
Контейнер перевозчика — это контейнер, принадлежащий транспортной компании. Стоимость его использования уже включена в общую фрахтовую ставку.

CNEEConsignee
Получатель — физическое или юридическое лицо, которому передается груз в пункте назначения согласно транспортным документам.

CU.FT. Cubic Foot (Feet)
Кубический фут — единица измерения объема, применяемая при расчете вместимости и тарификации грузов, особенно в международной логистике.

Cut Off Time
Контрольное время сдачи груза — крайний срок, к которому груз должен быть доставлен на терминал и оформлен для включения в рейс. Несоблюдение этого времени может привести к задержке отправки.

CY Container Yard
Контейнерный терминал — площадка хранения контейнеров до или после транспортировки. Условие CY/CY (от терминала до терминала) означает, что перевозчик обеспечивает доставку контейнера между этими пунктами, включая фрахт, погрузку и выгрузку.

DAPDelivered At Place (Incoterms 2010)
Доставлено в указанное место. Продавец несет ответственность и расходы до передачи товара в согласованной точке назначения. Применимо к любому виду транспорта. Это условие заменило старые термины DAF, DES и DDU.

DATDelivered At Terminal (Incoterms 2010)
Доставлено на терминал. Продавец обязуется доставить груз до выбранного терминала (порта, склада, контейнерной площадки) и несет расходы до момента разгрузки. Применимо для всех видов транспорта, пришло на смену условию DEQ.

DCDry Container
Сухой контейнер — стандартный закрытый контейнер, предназначенный для перевозки обычных сухих грузов без особых условий хранения.

DDP Delivery Duty Paid (Incoterms 2000)
Поставка с оплатой пошлин. Продавец берет на себя все расходы, риски и налоги, включая пошлины, до момента доставки товара покупателю в страну импорта. Подходит для любых видов транспорта.

DDUDelivery Duty Unpaid (Incoterms 2000)
Поставка без оплаты пошлин. Продавец несет расходы до прибытия товара в пункт назначения, но импортные пошлины и налоги оплачивает покупатель. Он также отвечает за возможные задержки при прохождении таможенных формальностей.

DEMURRAGE
Демередж — плата, взимаемая за использование контейнера сверх установленного бесплатного срока. Начисляется с момента выгрузки контейнера с судна до его вывоза из порта. Средства выплачиваются владельцу контейнера, обычно судоходной линии.

DESDelivered ex Ship (Incoterms 2000)
Поставка «франко судно» — продавец выполняет обязательства, когда товар доставлен на борт судна в порту назначения. Далее все расходы и риски переходят к покупателю.

DEQ Delivered ex Quay (duty paid) (Incoterms 2000)
Поставка «франко причал с оплатой пошлин» — продавец несет все расходы, включая оплату пошлин, до момента передачи груза на причале порта прибытия.

Door to Door
Доставка «от двери до двери» — форма перевозки, при которой экспедитор отвечает за транспортировку груза от склада или помещения отправителя до двери получателя. Стоимость услуги включает все этапы транспортировки.

DROP-OFF CHARGE
Сбор за возврат контейнера перевозчику в пункт, отличный от обозначенного в коносаменте места назначения.

EDI Electronic Data Interchange
Электронный обмен данными — автоматизированная система передачи коммерческой информации между участниками логистического процесса.

ETA Estimated Time of Arrival
Предполагаемое время прибытия — расчетная дата и время, когда судно или транспорт ожидается в пункте назначения.

ETDEstimated Time of Departure
Предполагаемое время отправления — прогнозируемая дата и время выхода судна или другого транспорта из порта отправления.

EXWEx Works (Incoterms)
Поставка «с завода» — продавец передает товар на своей территории (на складе, в магазине и т. д.) и не несет ответственности за его дальнейшую погрузку и транспортировку. Все расходы и риски с этого момента переходят к покупателю.

FASFree Alongside Ship (Incoterms)
«Свободно вдоль борта судна» — продавец обязуется доставить товар в порт и разместить его вдоль борта судна. После этого покупатель оплачивает погрузку, фрахт, страхование и доставку. Риски переходят к покупателю с момента размещения товара у борта судна.

FCAFree Carrier (Incoterms)
«Франко-перевозчик» — продавец выполняет свои обязательства, когда передает товар, очищенный от экспортных пошлин, перевозчику, указанному покупателем, в оговоренном месте. Ответственность за погрузку зависит от того, где именно происходит передача товара.

FCL Full Container Load
Полная загрузка контейнера — контейнер полностью заполняется грузом одного отправителя, предназначенным одному получателю.

FOBFree on Board (Incoterms)
«Свободно на борту» — продавец оплачивает доставку товара в порт и его погрузку на судно. С момента пересечения грузом борта судна риски переходят к покупателю. Часто право собственности также передается в этот момент.

FEEDER
Фидер — небольшое судно или линия, перевозящие грузы между малым портом и крупным транспортным узлом, где осуществляется перегрузка на магистральные суда.

FEU Forty-foot Equivalent Unit
Единица измерения, соответствующая объему одного сорокафутового контейнера. Используется при расчете вместимости и тарификации перевозок.

FI Free In
«Свободно от погрузки» — морской термин, обозначающий, что стоимость фрахта не включает оплату погрузочных работ на судно.

FIOFree In and Out
«Свободно от погрузки и выгрузки» — условия, при которых расходы на погрузку и выгрузку не входят в фрахтовую ставку и оплачиваются отдельно.

FO Free Out
«Свободно от выгрузки» — морской термин, означающий, что фрахт не покрывает стоимость выгрузки груза в порту назначения.

FORFree on Rail
«Свободно на вагоне / платформе» — означает, что установленная ставка фрахта не включает стоимость работ по погрузке и выгрузке груза с железнодорожной платформы или вагона, а также расходы на уборку вагонов.

FOTFree on Truck
«Франко-грузовик» — цена товара включает его погрузку в транспортное средство, однако дальнейшие транспортные расходы оплачивает покупатель.

FRFlat Rack
Контейнер-платформа с торцевыми стенками, предназначенная для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов: оборудования, автомобилей, авиационных двигателей и других крупногабаритных предметов.

FREIGHT COLLECT
Фрахт оплачивается получателем — все расходы по перевозке возлагаются на сторону, принимающую груз.

FREIGHT PREPAID
Фрахт оплачивается отправителем — транспортные расходы включены в стоимость отправки.

GPGeneral Purpose
Стандартный контейнер общего назначения, используемый для транспортировки большинства типов сухих грузов.

GENERAL CARGO
Генеральный груз — это штучный или упакованный товар, который можно пересчитать (ящики, мешки, контейнеры, бочки, тюки и т. д.).

GRIGeneral Rate Increase
Повышение базовой ставки фрахта — временный или сезонный надбавочный сбор, устанавливаемый судоходными линиями в соответствии с их тарифной политикой.

HCHigh Cube
Контейнер увеличенной высоты — отличается от стандартного контейнера на один фут по вертикали, что позволяет перевозить более объемные грузы.

IN-BOND
Груз, не прошедший таможенное оформление и находящийся под таможенным контролем.

LCL Less than Container Load
Сборный груз — партия, объем и масса которой меньше вместимости контейнера; обычно один контейнер используется для перевозки грузов от нескольких отправителей.

LI Line In
«Линейные условия при отправлении» — экспедитор обеспечивает снятие контейнера с транспорта, размещение на терминале и погрузку на судно. Эти услуги включены в ставку фрахта.

LOLine Out
«Линейные условия при прибытии» — включают выгрузку с судна, размещение на терминале и последующую погрузку на транспортное средство получателя.

MOTHER VESSEL
Главное судно — крупнотоннажное судно, обслуживающее большие порты и принимающее грузы с фидерных линий.

MTMetric Ton
Метрическая тонна — единица измерения массы, равная 1000 килограммам.

NVOCCNon Vessel Operating Common Carrier
Перевозчик без собственного флота — компания, арендущая грузовые помещения на судах других судоходных линий и выпускающая свои коносаменты.

OGC Out of Gauge Cargo
Негабаритный груз — товар, размеры которого превышают стандартные параметры контейнера.

OT Open Top
Контейнер с открытым верхом, применяемый для погрузки крупногабаритных грузов с использованием кранов.

PODPort of Destination
Порт выгрузки — конечный пункт, куда доставляется груз.

POLPort of Loading
Порт погрузки — место, где груз загружается на судно.

PSI Port Security Charge – Import
Портовой сбор за обеспечение безопасности при импорте грузов.

PSSPeak Season Surcharge
Сезонная надбавка — дополнительный сбор к фрахту, действующий в периоды высокого спроса на перевозки (обычно летом и осенью).

RAMPРампа
Погрузочная платформа, используемая для перегрузки груза между транспортными средствами. Условие перевозки «от/до рампы» означает, что экспедитор обеспечивает транспортировку до ближайшей рампы отправителя или получателя.

REPO
Возврат порожнего контейнера в пункт, указанный перевозчиком, после его разгрузки.

RFRefrigerated Container
Рефрижераторный контейнер — оснащённый системой охлаждения, предназначен для перевозки скоропортящихся товаров.

RO/RORoll-on/Roll-off
Судно типа «ро-ро» — транспорт с горизонтальной системой погрузки и выгрузки, позволяющей перемещать технику и автомобили без крана.

SERCarrier Security Charge
Сбор за обеспечение безопасности груза в процессе перевозки.

SHIPPER
Отправитель — лицо, предоставляющее груз к перевозке и дающее инструкции перевозчику.

SHIPPING REQUEST
Инструкция по отправке — документ, на основании которого оформляется коносамент.

SOC Shipper Owned Container
Контейнер, принадлежащий отправителю (клиенту), а не транспортной компании.

STUFFING
Процесс загрузки груза в контейнер.

TEUTwenty-foot Equivalent Unit
Единица измерения, равная объему стандартного двадцатифутового контейнера.

THCTerminal Handling Charges
Сбор за терминальную обработку — включает услуги по выгрузке, перемещению, штабелированию и подаче груза. Обычно оплачивается отправителем в порту погрузки или получателем — в порту назначения.

TRANSSHIPMENT
Трансшипмент — перегрузка груза в промежуточном порту на другое судно для доставки в пункт, не обслуживаемый напрямую основной линией.

UN CODEUnited Nations Number
Номер ООН — это четырёхзначный идентификатор, присваиваемый опасным веществам или их группам в соответствии с международной классификацией опасных грузов. Он разработан Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов и используется в рамках «Рекомендаций по перевозке опасных грузов» для точной идентификации при транспортировке.

WAY BILLНакладная
Перевозочный документ, подтверждающий приём груза к транспортировке и обязательство перевозчика доставить его получателю в пункт назначения. Как и коносамент, накладная удостоверяет факт принятия груза, однако не является товарораспорядительным документом. Ответственность за достоверность указанных сведений несёт отправитель.

WMWeight / Measurement
Базис расчёта фрахта, основанный на весе или объёме груза — применяется тот показатель, который даёт большую величину (вес или объём), для определения стоимости перевозки.

WNSWinter Surcharge
Зимняя надбавка — дополнительный сбор к фрахту, взимаемый за организацию ледокольного сопровождения и проведение судов в замерзающих портах в зимний период.

FSCFuel Surcharge
Топливная надбавка — дополнительный сбор, размер которого зависит от колебаний цен на топливо. Применяется для компенсации расходов перевозчика.

ISPSInternational Ship and Port Facility Security Code
Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений — определяет меры безопасности для предотвращения актов терроризма и незаконных вмешательств в морские перевозки.

IMO CLASSInternational Maritime Organization Classification
Классификация опасных грузов в соответствии с требованиями Международной морской организации (IMO), включает 9 классов опасности.

Стоимость доставки